- Главная
- Лучшие практики
- Вовлечение гражданского общества и затронутых сообществ в борьбу с туберкулезом в Европейском регионе ВОЗ
Вовлечение гражданского общества и затронутых сообществ в борьбу с туберкулезом в Европейском регионе ВОЗ
1. Гражданское общество и затронутые сообщества
По определению Всемирного Банка термин «гражданское общество» включает в себя множество негосударственных, некоммерческих и добровольных организации. которые участвуют в общественной жизни. выражают интересы и ценности своих членов (либо других лиц) и основаны на этических, культурных, политических, научных, религиозных или благотворительных принципах. Гражданское общество объединяет неправительственные организации (НПО), обшественные группы, религиозные организации, фонды, адвокативные группы и организации людей имеюших те или иные заболевания
Термин «затронутые сообщества» относится к тем, кто живет с туберкулезом (ТБ) или каким-то образом оказался затронутым этим заболеванием, в том числе к людям с повышенным риском инфицирования и тем, кто несет несоразмерное бремя последствий туберкулеза. В этом смысле затронутые сообщества включают не только больных ТБ (и ранее болевших ТБ), членов их семей, друзей и соседей, но так же тех, кто имеет особенно высокий риск инфицирования: так называемые ключевые затронутые группы, которые включают медицинских работников, заключенных, работников секс-индустрии, мигрантов, потребителей инъекционных наркотиков, сообщества рома и людей, живущих с ВИЧ.
2. Практическая польза от участия гражданского общества и затронутых сообществ в лечении и контроле ТБ
Организации гражданского общества (ОГО) и затронутые сообщества играют ключевую роль в реагировании на ситуацию с эпидемией заболевания в своих странах, а также на региональном и глобальном уровнях. Являясь составной частью сообществ, организации гражданского общества зачастую успешно справляются с работой по выявлению больных и оказанию им поддержки.
Они также могут выступать в защиту интересов своих членов или групп, которые они представляют, и играть неотъемлемую роль в расширении прав и возможностей ключевых групп населения, помогая снизить стигму и дискриминацию, способствуя социальным и структурным изменениям в борьбе с ТБ и мобилизации ресурсов, адвокации и политическому диалогу. Затронутые сообщества располагают уникальным знанием того, как можно удовлетворить их нужды наилучшим образом
ОГО обладают глубокими знаниями о местной ситуации, так как работают с основными категориями затронутого населения. Таким образом, они оказываются в положении, которое позволяет им поднимать уровень осведомленности о ТБ среди населения в целом, а также среди тех, кто особенно пострадал от этого заболевания. Так, например, организации гражданского общества, активно работающие с ТБ, могут проводить санитарно-просветительские мероприятия, повышать осведомленность о симптомах ТБ и доступности бесплатного лечения ТБ, распространять информационные материалы.
Повышенная осведомленность и понимание природы заболевания не только способствуют снижению стигмы, связанной с ТБ, но также поднимают значимость ТБ как проблемы общественного здравоохранения в стране.
Стигма действительно является проблемой ТБ, и люди, затронутые этим заболеванием, часто испытывают дискриминацию или становятся изгоями в своих сообществах. Страх дискриминации может привести к позднему обращению за лечением и развитию сочетанных инфекций. Организации гражданского общества могут помочь в борьбе с дискриминацией, работая с трудно идущими на контакт сообществами и группами, общественными активистами, которые проводят мероприятия по социальной мобилизации и завоевывают доверие у пациентов, сообществ и уязвимых групп. Так, например, в Грузии и Таджикистане для того, чтобы рассказывать людям о туберкулезе привлекаются религиозные и другие общественные лидеры. Благодаря их влиятельной позиции в обществе и числу охваченных людей, они в огромной степени содействуют росту знаний о ТБ и проведению ранней диагностики.
Подготовленные соответствующим образом ОГО также могут оказывать определенные услуги уязвимым группам населения, в частности, обеспечивая проведение лечения под непосредственным наблюдением (DOTS) в амбулаторных условиях и улучшая приверженность к лечению посредством социальной и психологической поддержки больных
ТБ и их семей. В Казахстане некоторые ОГО активно поддерживают больных ТБ из уязвимых групп населения посредством проведения амбулаторного лечения для потребителей инъекционных наркотиков (ПИН)- такой группы больных, для работы с которыми традиционные структуры обычно оказываются недостаточно приспособленными (или не готовыми).
Как представители конкретных групп населения, ОГо и затронутые сообщества также могут активно выступать в поддержку борьбы с ТБ. Организации гражданского общества располагают необходимым потенциалом и выполняют нравственный долг, требуя действий для решения проблем, с которыми сталкиваются люди на местном и национальном уровнях. У них есть возможность с выгодой использовать большую политическую поддержку в этих вопросах, и они могут помочь в мобилизации дополнительных финансовых и технических ресурсов для усиления борьбы с ТБ.
Затронутые сообщества, располагающие непосредственным опытом людей, пострадавших от ТБ и других заболеваний, крайне важны для изучения субъективных и социальных характеристик ТБ.
Понимание ими таких вопросов, как барьеры на пути к получению противотуберкулезной помощи и преграды для завершения лечения, может привести к разработке более эффективных и дружественных по отношению к пациентам программ борьбы с ТБ.
Более активное участие затронутых сообществ и гражданского общества в планировании, мониторинге и реализации национальных программ борьбы с ТБ (НПТ) важно для разработки комплексных подходов, охватывающих всех участников и способных привести к выбору лучших способов лечения. Роль гражданского общества и сообществ в оказании противотуберкулезной помощи и контроле ТБ также была признана в основных директивных документах, таких как «Комплексный план действий по профилактике и борьбе с туберкулезом с множественной и широкой лекарственной устойчивостью, 2011-2015 гг.», который был подготовлен Европейским региональным бюро ВОЗ и утвержден наряду со «Стратегией борьбы с ТБ на период после 2015 г.» всеми 53 странами Европейского региона ВО3 15 сентября 2011г.